четверг, 21 сентября 2017 г.

Учить надо будущему

Сейчас я поделюсь совершенно точно банальной мыслью. Но она ценна тем, что исходит изнутри меня. Эта мысль родилась в моем сердце (образно, конечно), прошла через разум и даже успела привести в действие мою физическую оболочку, то есть я сообразно этой мысли поработала. Мысль проста, понятна и совершенно точно банальна: учить надо не тому, что есть (и уж тем более не тому, как было), а тому, что будет.

Попробую объяснить на примере. Я веду несколько управленческих дисциплин у студентов направления «Документоведение и архивоведение». Например, «Основы управления персоналом». Это курс по выбору, ничего строго обязательного… непрофильная учебная дисциплина, проще говоря. И в этом году я, наконец, поняла, как надо этот курс начинать. Теперь первая лекция носит гордое название «Тренды HR». Да, тренды. Да, и мне это слово набило оскомину на ушах (если там вообще возможна оскомина). Но теперь и я присвоила себе это слово, потому что оно нужное. Я начинаю учебный курс с того, что будет, то есть в каких условиях будут жить и трудиться сегодняшние студенты, когда они покинут стены родного университета. И я считаю это адекватным подходом. Допускаю даже, что он единственно верный.

Погодите кидаться камнями! О том, что и как было, я тоже потом рассказываю. Но сначала – о будущем. Это мотивирует. Это нацеливает. Это будоражит. Ей-Богу, я увидела других студентов, когда начала свой курс с трендов. Уверена, что есть коллеги, которые давно так и делают. Какие вы молодцы! Я тугодум. Я долго шла к этой практике, интуитивно давно нащупав ее необходимость. Но я уверена и в том, что есть коллеги, которые пока так не делают, и я сейчас пишу для них.

Я отлично представляю себе, как можно подобным образом начинать учебные курсы физики, экономики, химии, филологии, математики, психологии, информатики, любого менеджмента и т.д. Надо сходу рассказывать про перспективы 3D-печати, биткойны и блокчейн, большие данные, «умные» города и прочее, прочее, прочее. Но как быть с историей, возможно, спросите вы. Она же сама по себе о прошлом, какое же тут будущее. А с историей точно так же, дорогие коллеги. Там тоже есть тренды. Там тоже есть оригинальные направления исследований, которые начинают обретать форму и очень вероятно станут вскоре ведущими. Я сейчас назову два весьма не свежих примера, но даже о них не всегда рассказывают студентам-историкам: Digital History и Public History. С рассказа и даже, возможно, погружения в эти уже устоявшиеся тренды я бы начинала обучение на историческом факультете, ибо учить современных студентов исторической науке образца века ХХ (а порой и XIX), простите за резкость, преступно.

Да, такой подход потребует от преподавателя усилий. Тренды меняются. Одни не оправдывают надежд и отмирают, другие появляются. За этим нужно следить, держать руку на пульсе. Нужно много читать, нужно учиться видеть перспективу, нужно проводить анализ трендов (или хотя бы быть в курсе результатов такого анализа, проведенного кем-то другим). Но поверьте, это того стоит. И тут выгода не только для студентов. По себе сужу: такая профессиональная установка меняет и самого преподавателя. Сейчас уже не достаточно быть просто хорошим преподавателем. Сейчас нужно быть актуальным, а в современных динамичных условиях это означает опережать настоящее, а не поспевать за ним.

Пы.Сы. Очень рекомендую к прочтению книжку Клауса Шваба «Четвертая промышленная революция». Она увлечет и физиков, и историков, и просто неравнодушных к своему будущему людей.

Пы.Пы.Сы. Если очень хочется поднять себе самооценку, можете посмотреть мою презентацию к лекции о трендах в HRhttps://prezi.com/view/CH3dufTs6Wb2FYseCuVI/

Комментариев нет:

Отправить комментарий