среда, 30 марта 2016 г.

Про потолки (об источниках и преградах на пути становления профессионализма)

Мой приход в профессию преподавателя был неизбежен и при этом совершенно случаен (откровенно говоря, мне очень хочется посмотреть на того, кто стал преподавателем целенаправленно, пока подобные уникумы не попадались). Неизбежность фиксировалась буквально во всей предшествующей моей биографии. Со слов свидетелей (сама я этого просто не помню), моя склонность к педагогике впервые проявилась, когда мне было 4 года, и с этого момента была очевидна для окружающих. Случайность же заключалась в том, что, несмотря на все предпосылки, я не планировала становиться преподавателем. На последнем курсе я искренне готовилась к работе по специальности после окончания вуза (честное пионерское, я даже получила параллельно с основным образованием дополнительное по специальности «Управление персоналом», и сделала я это с мыслью, что буду работать в отделе кадров в какой-нибудь организации).

Когда же судьба, рок или какое-то неимоверное стечение обстоятельств взяли меня за ухо и вернули на путь истины, я оказалась в ситуации, когда надо было профессионально заниматься деятельностью, к которой специально я не готовилась. Нет, у нас читался общий курс педагогики в вузе, и за плечами у меня был педагогический класс в средней школе (кстати, довольно толковый), то есть я знала историю педагогической мысли, читала основные труды Макаренко, Сухомлинского и еже с ними, вела уроки у школьников. Но в основном все мои представления о профессии преподавателя высшего учебного заведения заключались в выводах из разряда «так здорово», «так можно», «так ни в коем случае», которые были сделаны в процессе многолетних наблюдений за собственными преподавателями на истфаке.

В принципе каждый ученик и студент может многое сказать о том, как надо и как не надо преподавать, основываясь на своем многолетнем образовательном опыте. На первый год мне этого багажа представлений хватило. Стрессовым путем «закинем на середину реки, авось выплывет» я познавала азы профессии и, на мой взгляд, довольно шустро. Второй год работы принес твердое убеждение, что все свои представления о том, как надо быть преподавателем, я реализовала, и мой профессиональный идеал воплощен в жизнь. И вот тут возник очень страшный вопрос: А дальше… как? Я отчетливо почувствовала, что стукнулась головой о потолок, достигла предела, дошла до края и все такое прочее. И это чувство обернулось первым и самым глубоким профессиональным кризисом в моей жизни. Всё. Дальше расти некуда.

Спас, опять же, случай. То есть сама я это не планировала и осознано к такому решению не шла. Меня пригласили (а мне хватило ума или удачи не отказаться) посетить курсы повышения квалификации, организованные факультетом психологии. После двух недель занятий, где не говорилось, как надо и как правильно, а, по сути, создавались все условия для рефлексии по поводу собственной преподавательской деятельности, мой «потолок» начал подниматься, а в итоге и вовсе исчез. Я отчетливо осознала, что могу двигаться в своей профессии в разных направлениях. Могу экспериментировать, изобретать, иначе расставлять акценты в своей работе и вообще почти все, что касается меня и моей профессии, – в моей власти (а власть предполагает ответственность, интересная, кстати, тема, заслуживающая отдельного рассмотрения). Помнится, это называется субъектной позицией.

Ощущения были просто феерические. Голова кружилась от взгляда вверх, туда, где раньше была, казалось, нерушимая преграда. Безусловно, со временем феерия поутихла, и на дальнейшем профессиональном пути меня периодически поджидали ошибки, сомнения и все те же профессиональные кризисы, но теперь они переживались менее болезненно и довольно быстро, поскольку отсутствие потолка и стен позволяет менять направление движения и находить верное решение и нужную дорогу.

Собственно, веду к двум соображениям. Первое и уже звучавшее: профессии преподавателя надо учиться, кроме шуток. Даже если это ваше призвание (как, например, в моем случае – без обид, я проверяла), на одном таланте и рефлексии над собственным образовательным опытом далеко не уедешь. Нужна еще какая-то опора и источник вдохновения. Без них вы обречены на достижение предела, остановку и пожизненное пребывание на этом (возможно, кстати, неплохом) уровне. Это тоже вариант, я не посмею назвать его неверным. Просто конкретно мне он не подошел (люди, страдающие перфекционизмом, должны меня понять). И второе: преграды на пути профессионального становления и развития существуют только в голове «путешественника». Мысль не нова и даже избита, но одно дело – принимать ее на уровне теории, и совсем другое – руководствоваться ею на практике. Это на самом деле трудно – отказаться от формулы «ну, как же… ведь меня же…». Но усилие того стоит. Лично меня оно буквально спасло как преподавателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий